В несколько упрощенном виде, танец начал своё путешествие по
миру (около 4,5 тыс. лет до н.э.). Он прошел Вьетнам, Корею, Китай,
Турцию,Аравию, Африку, Южную Америку и попал к древним славянам (3,5 тыс. лет
до н.э.).
Праславяне изменили характер танца. С этим поработали великие жрецы и учителя
славян. Они прекрасно поняли все сильные и слабые стороны пришедшего танца.
Жрецы изменили характер движений и всего танца; из танца-соблазна, искусителя
он превратился в танец для любимого мужчины. Из кшатрийского он стал танцем
вайшьев. Такому танцу обучали многих славянских девушек в возрасте 15-17-ти
лет, так продолжалось примерно 1000 лет.
Около 2,3 тыс. лет до н.э. доработанный жрецами "арабский" танец
впервые становится ритуальным. Он исполняется только в вечернее время (18-20
часов), на природе или в помещении, и танцуется женой для своего мужа в день
годовщины их венчания. Сакральная сторона этого танца: "Дорогой! Мы
прожили вместе ещё один год. Но я - такая же красивая и желанная".
Примерно за 300 лет до появления Христианства славянский (ритуальный) вариант
этого танца начал свое путешествие обратно в Азию (их принесли туда славянские
девушки при переселении славянских племен на юг), в таком виде его узнали
Турция и жители Аравийского полуострова. Они смогли в течение почти 400 лет (до
1 в. н.э.) хранить его без изменения, но затем некоторые танцовщицы стали
исполнять его за деньги. Так ритуальный вариант танца начал терять свой
эзотерический смысл, исполняться всеми по поводу и без повода, и за последующие
350 лет (примерно до 5 в. н.э.) стал известен во всех странах Востока, в т.ч. в
Индии, Цейлоне, Японии, Афганистане, а также в Африке (Египет, Эфиопия,
Танзания, Ботсвана, Нигерия), Европе (Испания, Италия), в Дальневосточных
землях. Танец стал "вайшьевским" для всех, но потерял ритуальный
смысл. В 7 в. н.э. за танцем почти повсеместно укоренилось название
"арабского", и все хорошие танцовщицы для повышения профессионализма
приезжали в арабские страны.
С 10 по 12 в.в. н.э. в "арабских" танцах произошли некоторые
изменения. Дело в том, что, как уже указано выше, с 9-го тысячелетия до н.э. по
10 в. н.э. эти танцы исполнялись только женщинами. С 10 в. н.э. арабскими
танцами заинтересовались мужчины. Они не танцевали танец на публику, но, оценив
его красоту, стали преподавать его женщинам как учителя и мастера танца.
Мужчины не убирали имеющихся движений, но "разбавили" их некоторыми
па из китайских и таиландских ритуальных женских танцев.
Начиная с 12 в. н.э. и до сегодняшнего дня "арабский танец"
существует уже почти без изменений.
В то время как о ранних цивилизациях Египта, Греции и Рима
существует много иллюстративного материала, помогающего нам понять, каков был
тогда танец, о танце перед 18-м столетием написано очень немного. К этому
времени появляются упоминания иностранных путешественников о Восточном танце,
что, возможно, произошло, поскольку священные и ритуальные танцы уже развились
в народные танцы разных стилей под влиянием многих этнических групп. И тысячи народных
танцев, которые развились на Среднем Востоке, были танцами женскими,
включающими изолированные движения бедер и живота.
Два стиля, которые , по всей видимости, сильнее всего повлияли на Raks Sharqi
это Ghawazee и стиль, известный как Baladi. Ghawazee был профессиональным
женским танцем верхнего Египта и, вероятно, происходил из Индии.. Хотя египтяне
уверены, что танец живота происходит от фараонов, на самом деле он был
привнесен из Индии в 10-м веке цыганами и уже оттуда разошелся по миру.
Ghawazee были кочевыми (их как раз и называют в Западном мире цыганами). Во
время своих путешествий они впитывали местные традиции, включая и стили танца.
Как результат, в то время, как они жили в Египте, их танец уже имел влияние
Турции, Северной Африки, Персии и других стран Среднего Востока. Западные
путешественники были очарованы танцами, увиденными ими в Египте и принесли эту
новость в Европу. Первое значимое упоминание о Ghawazee датировано 18-м веком.
Baladi означает "родина" или "родной город". Raqs Baladi танцевали
во многих деревнях по всему Египту. Обычно его танцевали в доме, женщины и для
женщин. В основном фигуры были основаны на движениях бедер. Движения рук были
довольно просты и бессистемны. Танцевали босиком и в целом танец производил
довольно тяжеловесное впечатление.
Начиная с середины 19-го века стали популярными всяческие шоу. Восточные
танцовщицы участвовали в них в Европе, Франции и Соединенных Штатах. Первое шоу
с восточными танцовщицами было показано в Париже в 1889 году. В 1893 танцовщицы
появились в Чикаго, и рекламой для них стала французская фраза "Danse du
Ventre." Фраза, переводимая как "танец живота", была рекламной
уловкой и привела к недопониманию и к искажению смысла танца.
В начале 20-го века Каир стал крупным городом с населением в треть миллиона
человек, из которых 20% были неегиптянами. Большинство иностранцев в Каире были
торговцами. Стиль Baladi эволюционировал вместе с урбанизацией населения. Когда
сельские жители приезжали в город, они были незащищены от влияния разных стран
и результатом были изменения в стиле танца. Стиль Baladi , под влиянием Запада,
и танцев Греции, Турции, Северной Африки, Персии (змеевидные руки), Индии
(движения головы), других стран Среднего Востока и, возможно, через контакт с
Ghawazee превратился в новый танец, известный как Raks Sharqi. Новый танец стал
смешением стилей и деталей костюма, приспособленным для индивидуального
женского представления. Люди часто, говоря "Raks Sharqi",
подразумевают "женский сольный танец", отличая его от фольклорных танцев,
обычно групповых. Танец с большим количеством движений бедер теперь
ассоциируется с Baladi, и центр движений смещается наверх, на торс. На Западе
Raks Sharqi становится известным как "belly dance". Это неправильное
название произошло от неверного толкования термина Baladi или от французкой
фразы "Danse du Ventre."
В современной форме "belly dance" иногда называется
"Cabaret". Обычно этот термин употребляется, когда говорят о
выступлении в ресторане или ночном клубе. Костюм для выступлений в стиле "кабаре"
по-арабски называется Bedleh. Это лиф, пояс и юбка, украшенные бисером. Этот
стиль танца и костюма появился после того, как в Голливуде использовали
восточный танец в таком виде, как Восток представляется в Западных фантазиях.
Голливуд способствовал популярности Средневосточного танца на Западе в течение
40-х и 50-х годов, и результатом были выпуск большого количества альбомов и, к
сожалению, размытие границ между фарсом и настоящим Средневосточным танцем. (Об
этом периоде беллиданса англоязычный сайт "Those Amazing Belly Dance
Records.") Голливудский образ потом был адаптирован профессиональными
танцовщицами Среднего Востока и потом опять, уже в таком виде, разошелся по
миру.
Хотя Средне Восточный танец должен быть довольно древним, нет никакого документального
подтверждения мифа о том, что современный беллиданс имеет какое-то значительное
сходство с древним танцем. Множество других мифов возникли среди культурных
влияний, которые сформировали современный беллиданс. Эти мифы привели к
различным стилям танца и к использованию аксессуаров, таких как змеи и мечи,
использование которых в танце не имеет никаких корней в женском Средневосточном
танце. (Омифахбеллидансачитайтенаанглоязычныхсайтах History of Belly dance ,
"Steps of belly dance.") Дополнительно об истории Танца Живота:
The Origins of Oriental Dance
Danse Du Ventre: A Fresh Appraisal New
Танец живота становится популярным во всем мире, исключая Средний Восток.
Строгое следование Исламу запрещает женщине быть артисткой, петь или танцевать.
Женщины могут танцевать только в компании других женщин (независимо от стиля
танца). В течение последнего времени Исламский фундаментализм приобрел сильное
влияние во многих странах Среднего Востока. Результатом стало сомнение в
дозволенности многих форм женских выступлений и запрете их во многих странах
Среднего Востока. Кроме Штатов и Среднего Востока белиданс популярен во многих
странах мира.
Эта статья из журнала "Life Style" о русской танцовщице The gyrating
belly
(Информация с сайта wdance.com.ua, статья инструктора
Украинской федерации танцев Рудой
Наталии)